Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
48, С. 648-654 опубликовано: 30 июня 2022г.


«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери.

Образы, связанные с видением прор. Моисея

Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v)
Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v)

Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v)
Уже в раннехристианской традиции в прообразовательные толкования видения Купины Неопалимой прор. Моисеем (Исх 3. 1-6) входила мариологическая трактовка (согласно свт. Кириллу Александрийскому (376-444) - прообраз Воплощения: Господь стал доступен для человека через Его вселение в храм Девы). У прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в.- 754) этот сюжет ВЗ в связи с Пресв. Богородицей не только встречается в богослужебной поэзии, но и фигурирует в качестве аргумента в защиту иконопочитания («Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» - Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. 2. 20).

Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI- XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.
Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.

Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.
В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др.

В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ).

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства.

Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости.

Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).

На иконах XVI-XVII вв. изображение Богоматери окружают тексты, помогающие уяснить значение сюжета. Их состав и местонахождение не имеют жесткой регламентации: тексты могут быть приведены в разном порядке, количество фрагментов может быть сокращено или увеличено. По краю нимба Божией Матери, как правило, приводятся слова из тропаря: «Пророцы проповедаша, апостоли научиша, мученицы исповедаша, и мы веровахом Богородицу Тя воистину сущую: темже и величаем Рождество Твое неизреченное» (богородичен отпустительный на вечерне и утрене, 3-й глас). На нимбе Иисуса Христа встречаются разные варианты текстов, чаще: «Ты еси Бог и Царь миру и Ты создатель [всея твари]» (икона 40-х гг.- сер. XVI в. (КБМЗ)).

Одной из самых устойчивых является надпись, расположенная обычно по краям синего ромба: «Юже Даниил гору нарече мысленную / Аввакум грезн (от горы) / от неяже ядше живи будем, а не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ». Она состоит из 3 частей. Первая опирается на богослужебные тексты (напр., канон на Благовещение Пресв. Богородицы); 2-я восходит к пророчеству Аввакума о имеющей особое благословение «горе приосененной» (Авв 3. 3), варианты толкования могут быть такими: «Гора синайская святая Богородица, а купина утроба Девыя, а грезн [т. е. «виноградная гроздь»] есть Христос» (цит. по: Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. М., 1989. Т. 2. С. 387); слова 3-й части являются окончанием тропаря предпразднства Рождества Христова «Готовися, Вифлееме…» (4-й глас) и имеют отчетливый евхаристический смысл, который содержится и в толкованиях видения прор. Моисеем Неопалимой Купины. Еще одна надпись посвящена искупительным страданиям Спасителя; всякий раз ее текст разнится, но место практически всегда остается неизменным - по контуру фигуры Богоматери: «Творец и Содетель всея твари / иже в наше естество оболкися свыше небес не отлучеся / с нами совокупишася / волею терпев страсти / юже съискупи от клятвы вражия / и воскресе из гроба тридневно своим воскресением» (цитируется по наиболее подробной поновительской надписи на иконе 40-х гг.- сер. XVI в., КБМЗ). Все выявленные тексты посвящены тайне Рождества Христова, они прославляют Богоматерь и повествуют о спасении человечества, которое стало возможным благодаря Боговоплощению.

Значительное место в иконографии занимает тема служения ангелов. Судя по текстам, ангелы являются одновременно управителями различных природных стихий, «духами Божиими» (Ис 11. 2-3) и ангелами Страшного Суда. Распоряжение различными стихиями приписывается ангелам во многих сочинениях (напр., в Книге Еноха, «Христианской топографии» Космы Индикоплова). Отождествление «семи духов Божиих» с ангелами 7 Церквей Апокалипсиса есть, напр., в толковании свт. Андрея Кессарийского на Откровение Иоанна Богослова.

В синем ромбе представлены 5 ангелов: по 2 справа и слева от Богоматери и один внизу. Сверху чаще изображается херувим или серафим, слева - «Ангела облака и дуги»: один из ангелов держит радугу, его изображение часто сопровождают надписи такого рода: «Постави знамение на небеси чудно, сиречь завет между Богом и людьми» (Быт 9. 13-14), другой ангел держит облако, текст при его изображении может быть следующим: «Возводяй облаки от последних земли» (Пс 134. 7). Справа в синем ромбе изображены ангел, обращенный к Младенцу, и ангел, держащий за ногу фигурку крылатого человечка - олицетворение ветра; на иконе 1604-1605 гг. (ЕМИИ) при этом изображении помещен текст: «Изводяй ветры от сокровищ своих» (Пс 134. 7; см. также: Откр 7. 1). В нижнем углу синего ромба помещен ангел с кадилом и свечой. Тексты, в основу к-рых положены слова Пс 140. 2, могут быть развернутыми («Ангели приносит молитву яко и кадило к Богу, свыше приемля благословение на ня изливая» (икона из ГМЗРК)) или краткими («Ангел приносит кадило и свещу» - надпись на иконе из ЕМИИ).

В разноцветных небесных сегментах, размещенных между лучами сияния, также представлены ангелы. Первая часть традиц. надписи у ангела в 1-м, верхнем левом сегменте обычно является обобщающей по отношению к изображению всех ангелов, а текст «Творяй ангелы духи служебныя» свидетельствует об обращении не только к Пс 103. 4 («Ты творишь ангелами Твоими духов»), но и к словам ап. Павла, называвшего ангелов «духами служебными» (Евр 1. 14). Ангел в 1-м сегменте традиционно изображается с 2 сосудами, наполненными, согласно надписям, снегом и инеем (упоминаются чаще всего), реже - горящей серой (жупелом), пеплом, зноем, грозами. Ангел во 2-м сегменте, «ангел росы и мглы», «подающий очищение» (иногда назван и «духом силы»), держит фигурку человечка («духа стихии») и ковчежец; судя по текстам, «природный дух» с маленьким жезлом связан с появлением росы, а в ковчежце находится мгла. Изображенного в 3-м сегменте «ангела мороза и льда», «творящего благоразумно», иногда называют «духом благоразумия». Однако, несмотря на устойчивость надписи в 3-м сегменте, изображения ангелов здесь разнообразны. Обычно левой рукой ангел касается венца на голове, реже держит книгу или ковчежец, в к-ром могут быть заключены различные стихии. Ангел в 4-м сегменте именуется в надписях «ангелом отсеченья (противу верующих и глаголящих)», к-рым «подаст чашу горести и гнева Бога Вседержителя»; иногда этот ангел называется «духом благочестия». На большинстве ранних икон «Н. К.» он представлен в хитоне и гиматии, с кон. XVI в. чаще изображается в воинском облачении, атрибутами этого ангела являются меч, ножны, свеча или чаша. Ангел в 5-м сегменте, «дух разума», «гласом, сиречь блистанием», связан со стихией грозы. Он несет большую плоскую чашу, напоминающую по форме щит, в к-рой помещена фигурка гения стихии. Ангел в 6-м сегменте держит «домик» в виде башни, в который помещен «дух», испускающий из уст молнию (?). Согласно большинству надписей, это «дух молние опаленья», связанный со Вторым пришествием, проявляющий «будущаго Суд». Изображения в 5-м и 6-м сегментах являются устойчивыми. Ангел в 7-м сегменте, «дух страха Божия», «проявляющий Пришествие Христово», несет 6-гранную чашу, в к-рую помещена маленькая скорчившаяся фигурка гения стихии (изображается не всегда), из чаши «вырастает» стилизованное 3-лепестковое растение. Ангел в 8-м сегменте, «дух премудрости, ангел огня палящего», «показующий будущая», держит широкую чашу с фигуркой сидящего в ней в огне духа, выдыхающего огонь (видимо, дух огня). Позже фигурка духа и сосуд, в к-рый он был помещен, были заменены округлым предметом (облако? камень?) или др. атрибутами.

В 4 углах икон «Н. К.» изображаются сцены, иллюстрирующие ветхозаветные пророчества о рождении Спасителя. В большинстве икон слева сверху представлено «Явление Моисею Неопалимой Купины», справа вверху - композиция «Древо Иессеево», слева внизу - «Врата Иезекиилевы», справа внизу - «Лествица Иакова». На иконах XVI-XVII вв. эти сцены соединяются лентами с надписями, поясняющими сюжеты.

Существуют 2 основных варианта иконографической схемы «Н. К.», связанные с изображением пророческих сцен. В 1-м, наиболее распространенном, 4 пророческих сюжета расположены в углах иконы. Второй вариант иконографии, представленный, в частности, иконами 40-х гг.- сер. XVI в. (КБМЗ), 2-й пол. XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), рубежа XVI и XVII вв. из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), возник под воздействием композиции «Древо Иессеево» - изображение Иессея с корнем древа находится в центре нижнего поля иконы, а побеги древа, огибая звезду с образом Богоматери и Младенца, окружают изображения царей-пророков Давида и Соломона на боковых полях. В верхних углах помещена сцена видения прор. Моисеем Неопалимой Купины: справа - ангел, указыващий прор. Моисею на горящий куст, слева - сам горящий куст. В центре верхнего поля располагается основанная на ветхозаветных пророчествах композиция «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» Данный вариант иконографии имеет более ясную логику прочтения, чем 1-я иконографическая схема, поскольку в нем наглядно представлена смысловая вертикаль, связанная с темами Воплощения и Искупления (Иессей - Богоматерь с Младенцем - «Ты еси иерей…»). Кроме того, изображение видения прор. Моисею на верхнем поле размещено таким образом, что пророк обращен не только к горящему кусту, но и к композиции «Ты еси Иерей», напоминающей о теме Предвечного Совета, предвидении Жертвы Христовой до творения мира. Тема «Древо Иессеево» имеет большое значение и в случае с изображениями ангелов, к-рые символизируют действия Духа Господня, почивающего на «Отрасли от Корня Иессеева», то есть на Христе (Ис 11. 2-3).

Отдельно стоит вариант иконографии «Н. К.», представленный иконой из Кириллова Белозерского монастыря (60-е гг. XVI в., в окладе XVII в., КБМЗ), а также иконой из ПИАМ (XVI в.?), где вокруг звезды расположены 10 медальонов, в которых ангелы изображены в рост (в 1-м случае - 3, во 2-м случае - 2) и имеют другие, нежели на большинстве икон, атрибуты. Изображения «духов стихий» отсутствуют. Богоматерь в синем ромбе окружена херувимами или серафимами. На образе из КБМЗ пророческие сцены, по всей видимости, отсутствуют. На еще одной иконе из ПИАМ (XVI в.?) в ромбах представлено тронное изображение Богоматери с Младенцем. В композицию обеих псковских икон (их изучение затруднено по причине записей) также включены образ Господа Саваофа (в верхней части) и помимо 4 пророческих сцен изображения пророков с атрибутами, что дало В. Д. Сарабьянову основание предположить существование в Пскове особой редакции «Похвалы Богоматери», средником к-рой служило изображение «Н. К.» (Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в рус. иконографической традиции // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 48). При существенных отличиях иконографии тексты, размещенные по краям ромбов, аналогичны приведенным выше.

Наиболее древние из сохранившихся икон «Н. К.» - большеразмерные местные иконы храмов. Для них специально изготавливались доски с широкими полями, на которых помещались пророческие сцены. В кон. XVI в. появляются иконы, где пророческие сцены размещены в углах ковчега. Следует отметить, что такое расположение сцен влечет за собой изменение пропорций звезды, образованной ромбами. Она немного уменьшается в размерах, и ее стороны все чаще приобретают вогнутые очертания. Подобный рисунок звезды станет типичным для икон более позднего времени. Достаточно рано встречается принятая в поздних иконах форма сияния с изображением синей небесной сферы или сфер (напр., на иконе 2-й пол. XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и на аналогичной иконе из собрания Д. И. Силина (см.: Лихачёв Н. П. Мат-лы по истории рус. иконописания. СПб., 1906. Ч. 2. № 398)).

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Посл. четв. XVII в. (частное собрание)
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Посл. четв. XVII в. (частное собрание)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Посл. четв. XVII в. (частное собрание)
Уже в иконах XVI в. можно отметить, что сложные детали иконографии подвергаются переосмыслению или упрощению (что будет особенно характерно для т. н. народной иконы). Встречаются лишь отдельные случаи усложнения иконографии, когда в композицию под влиянием сюжетов «Похвала Богоматери» и «Древо Иессеево» включается большое число пророков и дополнительные ветхозаветные сюжеты. Напр., на иконе посл. четв. XVII в. (бывш. собрание В. А. Бондаренко) центральную композицию с образом Божией Матери окружают 16 пророков в медальонах, фон иконы сплошь заполнен растительными побегами; к этой иконе близок образ из соборного храма Яренска Архангельской обл. (Лебедев В. К. Икона Богоматери «Неопалимой Купины» в соборном храме г. Яренска Вологодской епархии. М., 1906).

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Кон. XVIII в. Иконописец Е. Денисов (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, Москва)
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Кон. XVIII в. Иконописец Е. Денисов (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, Москва)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Кон. XVIII в. Иконописец Е. Денисов (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, Москва)
В XVIII-XIX вв. в стиле икон «Н. К.» часто ощутимо воздействие светской живописи. Однако более реалистичная манера исполнения не подходит для многосоставного сюжета, композиция к-рого тесным образом связана с условным языком традиц. рус. иконописи. В таких иконах ради сохранения целостности композиции опускаются не только мелкие детали, но и группы персонажей. Для поздней иконы характерно уменьшение в размерах и упрощение атрибутов ангелов, сокращение изображений «духов стихий», от к-рых часто остается только олицетворение ветра. Напр., на иконе кон. XVIII в. работы Е. И. Денисова в московской ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах к образу Богоматери с Младенцем, представленному на фоне синего ромба и заключенному в барочную раму, обращены показанные старцами евангелисты.

В целом, особенно учитывая нестабильный характер текстов и их размещение, можно говорить о том, что богословский смысл иконографии был довольно быстро утрачен. Тексты толкований на иконах XVII-XIX вв. представляют собой маловразумительные надписи почти еретического содержания, а сама икона «Н. К.» по преимуществу воспринимается как образ, защищающий от пожара и грозы. Так, икона - богословский трактат о Воплощении Спасителя превращается в народном сознании в образ Богоматери, защищающей от стихийных бедствий. Однако именно такое упрощенное понимание образа способствовало его широкой популярности.

Чудотворными иконами «Н. К.» (празд. 4 сент.) в нач. XX в. почитались: икона в Благовещенском соборе Московского Кремля, к-рая была «принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 г. и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 565; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 4. С. 720), на этой иконе была изображена Богоматерь «Знамение» (Извеков Н. Л. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911); 2 иконы в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Нов. Конюшенной слободе, одна из к-рых происходила из Грановитой палаты Кремлевского дворца (Поселянин Е. Богоматерь. С. 565-566); икона 1822 г. в Троицкой ц. г. Славянска Харьковской губ., по молитве к которой прекратились пожары (Там же. С. 566); икона в с. Кубенском Вологодской губ. (Там же).

В кон. XIX в. в Москве существовали 4 престола в честь иконы «Неопалимая Купина»: в приделе в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652); в приделе в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Зачатьевском мон-ре (первоначально отдельно стоящий храм-часовня, построенный в 1766-1768; собор разрушен в советское время, ныне восстановлен); в храме в Нов. Конюшенной слободе - построен Д. Колошиным, стремянным конюхом царя Феодора Алексеевича (1680, разрушен в советское время); в приделе в ц. свт. Климента, папы Римского, на Пятницкой ул. (1756-1758) (Забелин И. Е. Построение первой на Руси ц. в честь Пречистой Богородицы Неопалимой Купины // Археол. изв. и заметки. М., 1893. Т. 1. № 1. С. 4-12).

Лит.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание образа Неопалимой Купины по рисунку, сделанному с образа в Неопалимовской ц., что близ Девичьего мон-ря, приложенному при рукописной службе, на к-рую сделаны замечания митр. Московским Филаретом // Моск. ЕВ. 1873. № 1. С. 6-8; № 2. С. 14-16 (отд. отт.: М., 1873); Виноградов А. Н. Сравн. описание и кр. объяснение иконы Приснодевы Богородицы «Неопалимой Купины» // ИИАО. 1877. Т. 9. Вып. 1. Стб. 1-42; Тренев Д. К. Иконостас Смоленского собора Моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1902. С. 75-81; Воронцова Л. Д. Икона Богоматери «Неопалимая Купина» // ЖМНП. 1904. Ч. 352. № 3. Отд. 2. С. 62-88; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4. Ч. 2. С. 269, 288-290; Афанасьев А. Икона Пресв. Богородицы «Неопалимая Купина»: (К 300-летию прославления) // ЖМП. 1982. № 7. С. 17-22; Дешлер Ж.-П. Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина»: Интерпретация «мистико-дидактической» иконы // Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст. М., 2001. С. 315-322; Головкова Д. С. «Богоматерь Неопалимая Купина»: иконография и символика // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 205-220 (с библиогр.); Бусева-Давыдова И. Л. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина» // «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 319-326; она же. «Богоматерь Неопалимая Купина»: К вопросу о смысле иконографии // VIII Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2004. С. 18-29; Бенчев И. Иконы ангелов: Образы небесных посланников. М., 2005. С. 129-139; Holy Image, Hallowed Graund: Icons from Sinai: [Cat.] / Ed. R. S. Welson, K. M. Collins. Los Ang., 2007. P. 97-100, 106-119.
Д. С. Першина
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Ветхого Завета «Неопалимая Купина», название композиции, основанной на сюжете из Ветхого Завета (Исх 3. 1-6)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста)
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы